История

Предшественником Института холода и биотехнологий является Императорское Коммерческое училище, которое действовало в Чернышевом переулке Санкт-Петербурга (ныне ул. Ломоносова) с 1801 по 1924 год.

Коммерческое училище, созданное в 1772 году по повелению императрицы Екатерины II при Московском Воспитательном Доме, было переведено  в Петербург в 1800 году. В 1801 году училище разместили в доме 13 по Загородному проспекту. Это начало истории Института холода и биотехнологий.

В училище принимали 6-7- летних мальчиков из купеческих и мещанских, реже дворянских и крестьянских сословий для обучения коммерции. Курс был рассчитан на 15 лет обучения. Главной задачей нового учебного заведения было объявлено формировании личности. Первые планы образования и воспитания, программы обучения,  подготовленные великим русским педагогом И.И. Бецким, включали в себя общеобразовательные и специальные предметы. Воспитанники изучали арифметику, геометрию, историю, географию, славянский язык, математику, механику, мореплавание, естествознание, бухгалтерию, основы земледелия и строительства, русский и иностранные языки, государственное право, Закон Божий, физику, химию, рисование, пение и музыку. На уроках воспитанники получали и теоретические и практические знания. Российская традиция в обучении – закрепление полученных знаний на практических занятиях – широко применялась в  Коммерческом училище. Училище располагало хорошей библиотекой, лабораториями, большим собранием образцов различных товаров.

В первой трети Х1Х века в училище начали принимать мальчиков 10-12 лет, время обучения сократилось до 10 лет, круг преподаваемых предметов был значительно расширен. Началось преподавание  политической экономии, делопроизводства, основ товароведения, технологии производства и хранения продуктов питания, использования холода и пр. Санкт-Петербургское Коммерческое училище, одно из немногих в России, готовило теперь молодых  людей не только для занятия коммерцией. В училище направлялись пансионеры Министерства военных сухопутных сил Министерства финансов, Министерства внешней торговли, Министерства внутренних дел, Министерства государственного контроля, Департамента Мануфактур и внутренней торговли, Корпуса горных инженеров, Нерчинских заводов, Главного правления российско-американской компании и т.д.

В 30-40-е годы Х1Х века в программы училища были включены технические и технологические предметы, это приближало училище к техническим учебным заведениям и делало возможным его дальнейшее развитие в этом направлении.

Было введено обязательное  регулярное прохождение воспитанниками практики, не только в купеческих конторах, но на мануфактурах Санкт-Петербурга.

О высоком уровне инженерной подготовки в училище можно судить по тому, что многие его выпускники в дальнейшем служили на фабриках и заводах  в качестве механиков и инженеров, продолжали свое образование в Технологическом, Горном институтах, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Институте гражданских инженеров, Межевом и Лесном институтах.

В 50-ее годы Х1Х века преподаватели училища начали принимать экзамены у претендентов  на преподавание  коммерческих наук.

Обучение в училище было бесплатным (за счет процентов с капитала, предоставленного одним из его основателей  П.А.Демидовым и другими жертвователями) только для шестидесяти воспитанников. Остальные получали образование за счет личных средств, средств частных лиц, различных департаментов, купеческих обществ, городских Дум и пр.

Управление училища строилось следующим образом: обер-директор, Совет училища, директор, собрание учителей (в дальнейшем – педагогическая конференция), экономическая контора. Все решения, в том числе и по внутренней жизни училища, принимались императрицей Марией Федоровной (женой Павла 1), а после ее смерти, Почетным опекуном (позже – попечитель) – высокопоставленным чиновником «Ведомства учреждений императрицы Марии».

В разное время членами Совета были известные в России представители династий купцов и промышленников: Людвиг Штиглиц и его сын Александр,  дед, сын  и внук  Кусовы,  Г.Г. Елисеев, Э. Нобель и др.

В 1871 году для училища было построено новое здание по адресу дом № 9 по Чернышеву переулку. Ныне это учебный  корпус № 2 нашего университета.

В конце Х1Х – начале ХХ века произошли изменения в программах, было увеличено число часов, отводимых на изучение предметов технического и технологического профиля, иностранных языков, политической экономии и бухгалтерии. Расширялась материальная база Училища, пополнялась библиотека.

В конце Х1Х - начале ХХ века коренным образом изменился состав преподавателей. Преподаванием в Училище теперь занимались высокообразованные, специально подготовленные люди, многие из которых в дальнейшем стали известными учеными. Товароведение в Училище преподавал инженер-технолог, надворный советник Феликс Эдуардович Кукель, историю – будущий советский академик, а тогда начинающий педагог и исследователь, Борис Дмитриевич Греков; химию – профессор Виктор Эдуардович Гаген-Торн; коммерческую географию – известный путешественник и исследователь Г.Е. Грум–Гржимайло.

С 1906 по 1918 гг. директором Училища был Владимир Александрович Вагнер. Вагнер закончил юридический и физико-математический факультеты Московского университета, получил степень доктора зоологии за диссертацию, защищенную в Санкт-Петербургском Университете «Биологические методы в зоопсихологии». В 1907 году был избран профессором Психо-неврологического института, которым руководил Бехтерев, а вскоре и его президентом.

Об авторитете Училища свидетельствуют факты участия Училища в торгово-промышленных выставках 1893 и в 1901 годов в Москве и Нижнем Новгороде, весьма популярных в торгово-промышленной среде. Высокий уровень подготовки, получаемый выпускниками, был подтвержден результатами участия Училища во Всемирных выставках в Чикаго в 1893 году (бронзовая медаль и диплом) и  в Париже в 1900 году (золотая медаль и диплом).

После Великой Октябрьской социалистической революции Коммерческое училище оказалось в центре событий по перестройке системы образования.

В апреле 1918 года в актовом зале Училища прошло общее собрание представителей педагогических конференций всех учебных заведений бывшего Мариинского ведомства Петрограда и Петроградской губернии «по вопросу о конструирования при Комиссариате отдела средних учебных и воспитательных заведений».

В августе 1918 года в Училище обсуждалась «выработка мер, связанных с проведением в жизнь нового строя школы».

В декабре 1918 года Училище стало инициатором слияния с Единой Трудовой Советской Школой им. Петра Великого.

До последнего времени считалось, что в 1918 году Коммерческое Училище прекратило свое существование. За точку отсчета принималась дата его передачи в введение Комиссариата Народного Образования Северной Трудовой Коммуны в 1918 году.

В 2001 году в Центральном историческом архиве Санкт-Петербурга были обнаружены упоминания о приемах в Училище в 1919, 1920 гг. и выпуске 1924 года. К этому времени другие коммерческие училища Петрограда, частные или принадлежавшие различным ведомствам, уже прекратили свое существование. Коммерческое  Училище в Чернышевом переулке, благодаря усилиям педагогического коллектива, жило, работало, выполняла свой вечный и славный труд, его преподаватели и выпускники были нужны молодой Советской Республике.

Коммерческое училище стало предшественник Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий.

31 мая 1931 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 413 о создании Ленинградского учебного механико-технологического холодильного комбината (ЛУМТХК).

В дореволюционной России отдельные факультативные курсы, связанные с получением искусственного холода, читались в ряде высших и средних учебных заведений:  Петербургском технологическом институте, Петербургском, Киевском и Томском политехнических институтах, Императорском Техническом училище (ныне МГТУ им. Баумана), Санкт-Петербургском Императорском Коммерческом училище.

Уже при советской власти в 20-е годы ХХ века началась систематическая подготовка  специалистов по холодильной технике.

В 1930 году выпуск инженеров по этому профилю составил примерно 100 человек. Бурно развивающаяся промышленность советской страны требовала широко образованных специалистов, способных решить теоретические и практические задачи в области холодильной техники. Возникла потребность в создании образовательного и научного центра, которым и явился Ленинградский  учебный механико-технологический холодильный комбинат (ЛУМТХК), объединивший институт, рабфак и техникум, с 1934 года - Ленинградский институт холодильной промышленности. В создании нового учебного заведения важную роль сыграл Нарком СССР А.С. Микоян

Учебный комбинат разместился в здании бывшего Коммерческого училища. Но не только в этом обнаруживается связь двух учебных заведений. При обучении в Училище много внимания уделялось товароведению, технологиям производства пищевых продуктов и обеспечению их сохранности. Учебные программы содержали разделы, связанные с применением искусственного холода в пищевой промышленности, значительная часть учебного времени отводилась устройству и использованию холодильников. Имелась для этого и материальная база.  Выпускники училища, пополнявшие инженерный корпус России, служили на холодильных складах, пивоваренных заводах, рыбных, мясных и молочных производствах, то есть там, где уже в начале ХХ столетия отмечался рост числа холодильных установок  и увеличение их производительности.

Преемственность, связавшая Коммерческое  Училище с центром по холодильной технике, во многом предопределила быстрое и успешное становление высшего учебного заведения.

Учебные занятия в ЛУМТХК начались осенью 1931 года, тогда на всех курсах обучалось 440 студентов.

На трех выпускающих кафедрах (холодильных машин, холодильных установок и общей и холодильной технологии) преподавали известные педагоги и ученые в области холодильной техники и холодильной технологии: профессора В.И. Глаголев, И.И. Левин, В.Л. Сурилло, Л.М. Горовец-Власова, М.И. Ильин и др. Не менее сильным был профессорско-преподавательский состав на кафедрах промышленной теплотехники, теоретической механики, сопротивления материалов, технологии материалов и материаловедения, высшей математики, кафедрах химического и биологического профиля. Там в разное время работали ведущие специалисты в различных областях знаний: профессора И.А. Одинг (член-корреспондент Академии наук СССР), В.А. Гастев, К.И. Стахович, С.И. Кузьмин, Н.Н. Семенов, Н.И. Колчин, М.М. Беляев, отец и сын П.С. и С.П. Козьмины, Ю.Н. Ловягин, А.Н. Ложкин и др.

Главными направлениями научной работы института были развитие теории холодильных машин и холодильных циклов, термодинамический анализ применяемых в холодильной технике рабочих веществ, разработка новых типов холодильных машин, изучение и совершенствование условий холодильного хранения и обработки скоропортящихся продуктов. Лаборатории ЛИХП вели разработки научных тем, необходимых для функционирования предприятий мясной, молочной и других отраслей промышленности. Ученые института оказывали практическую техническую помощь промышленности в вопросах разработки и эксплуатации новых образцов холодильной техники, технологии обработки и хранения пищевых продуктов и др.

В 30-х годах ЛИХП готовил инженеров по специальностям механик, технолог и электрик За первое десятилетие своего существования (1931-1941 гг.) ЛИХП стал хорошо организованным, обеспеченным прекрасным педагогическим и научным коллективом, оснащенным передовым  техническим оборудованием вузом, успешно выполняющим задачу подготовки высококвалифицированных специалистов в области холодильной техники и холодильных технологий.

В годы Великой Отечественной войны преподаватели и студенты ЛИХПа воевали в составе 3-й Фрунзенской дивизии народного ополчения, в истребительном отряде. Большая группа студентов и преподавателей работа на строительстве  противотанковых рвов. Многие студенты и преподаватели работали в бытовых отрядах, служили в формированиях МПВО. Бойцы МПВО самоотверженно спасали здание института от попадания снарядов и зажигательных бомб.

Ученые института работали на оборону, выполняя задания по разработке искусственного горючего для танков для работы двигателей при низких температурах (И.И. Левин, Л.М.Розенфельд, Н.Н. Кошкин); изотермического контейнера для перевозки крови; холодильной установки для испытания образцов новой военной техники (И.И. Левин, А.П. Добровольский). В страшное время ленинградской блокады не одну жизнь спасли разработанная технология получения соевого молока и шрота для детей и раненных  (Е.П. Данини, С.В. Паращук, П.Г.  Романков) и рецепт блокадного хлеба (Княгиничев М.И.).

В марте 1942 года институт был эвакуирован в Кисловодск, а затем в Семипалатинск, где располагался до июля 1944 года.

В 1947 году Ленинградский институт холодильной промышленности был объединен с Ленинградским химико-технологическим институтом молочной промышленности, созданным в 1931 году. До этого времени подготовка специалистов в этой области велась в так называемых «молочных школах», первая из которых «Едимоновская школа молочного производства» была создана в 1871 году. В 20-30-е гг. ХХ века, инженеров-технологов готовили в сельскохозяйственных и  пищевых вузах Москвы, Ленинграда, Вологды, Краснодара, Перми, Нижнего Новгорода, Полтавы.

Новое учебное заведение получило название – Ленинградский институт холодильной и молочной промышленности. С этого времени прошло более полувека. Менялись названия вуза, открывались  новые специальности, развивалась материальная база, расширялись и усложнялись задачи образовательной и научной деятельности, шла смена поколений. Неизменным оставалось одно – вуз всегда находился на передовых рубежах развития образования, науки и техники, воспитывал своих выпускников в духе любви и преданности своему делу, прививал им творческое неравнодушное отношение к профессии, которой они посвятили свою жизнь.

В 1953 году вуз был переименован в Ленинградский технологический институт холодильной промышленности. В 1994 году  получил статус академии, а в 1999 году – статус университета.

В 2011 году университет приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был реорганизован в форме присоединения к Санкт- Петербургскому национальному исследовательскому университету информационных технологий, механики и оптики. Ему было присвоено наименование Институт холода и биотехнологий.